Под властью Медичи капиталы Тосканы послужили самому большому расцвету культуры
Человеческая красота исчезает, искусство бессмертно, написал однажды уроженец Тосканы поэт Франческо Петрарка (1304-1374), и эти мудрые слова ни одному городу не подходят так, как Флоренции – с несравненными сокровищами архитектуры, скульптуры, живописи, собранием рукописей, бронзы и ювелирных работ.
За два столетия до Рождества Христова окруженное цветущими холмами пространство на берегу Арно уже было заселено этрусками.
Как развивающаяся римская колония этот еще маленький город через сто лет получил наименование «цветущая Флоренция». Пережив превратности судьбы, которая отдавала Флоренцию под власть самых разнообразных хозяев, ее жители отняли в XIII веке у дворян все привилегии и основали буржуазную республику, где состоятельные купеческие семьи имели преимущественное право голоса, прежде всех и в конце концов единолично – семья Медичи. Торговцы, банкиры и меценаты Медичи не только дали возможность увеличить богатство города, но создали в нем ни с чем не сравнимый культурный расцвет.
С их поддержкой между XIII и XVI веками были воздвигнуты значительнейшие сооружения тосканской столицы, открыла двери для посетителей первая в Европе публичная библиотека, поощрялись науки, и начали собирать произведения искусства.
Во Флоренции могли осуществить свои замыслы великие люди – такие как зодчий Брунеллески, художник и скульптор Микеланджело, Леонардо да Винчи, чья гениальность была универсальна. Самая художественная дорога во Флоренции Средневековья и Ренессанса вела с южного берега Арно через Понте-Веккио, старый мост. Еще в 1342 году он был переброшен через реку, а с XVI века вдоль моста по обеим его сторонам ювелиры располагали свои мастерские и лавки. Чуть ли не вплотную теснились прохожие, рассматривая ряды выставленных на продажу драгоценностей. Только на самой высокой своей части мост оставался незастроенным, и оттуда открывался ослепительный по красоте вид на старый город.
Там стоит восьмигранный Иоханнес-Баптистерий с фасадами из зеленого и белого мрамора, построенный в XI веке, прежде кафедральный собор, сегодня – крестильная капелла, знаменитая своими украшенными рельефами, бронзовыми дверями. Рядом возвышается в небе купол собора Санта-Мария-дель-Фиоре, построенный по проекту Брунеллески. Высота его 107 метров, построен в XV веке.
Собрание мастеров
Чтобы осмотреть старый город, недостаточно одного дня, даже и недели. Для того, чтобы осмотреть сооружение Брунеллески – церковь Сан-Лоренцо, украшенную такими же гениями, как он, скульпторами Микеланджело и Донателло, - необходимо свободное время. Дворцы Ренессанса достойны восхищения так же, как дворец Медичи-Риккарди с его внутренним двором или как дворец Веккио, увенчанный островерхой сторожевой башней, украшенный настенной и потолочной живописью.
В знаменитой галерее Уффици посетителей ожидает одно из самых значительных в мире собраний картин; там, наряду с работами старых мастеров Европы, выставлены ценные античные скульптуры. А в построенном в XV веке по планам Брунеллески дворце Питти расположена значительнейшая Палатинская галерея с картинами Тициана, Рубенса, Рафаэля и многих других старых мастеров из владений Медичи.
Французский писатель Ги де Мопассан однажды был особенно восхищен созерцанием обнаженной «Венеры» Тициана, однако почувствовал себя после многочисленных посещений галереи «полностью измученным, как много прошедший охотник». А его эмоционально восприимчивый немецкий коллега Райнер Мария Рильке признался после прогулки по Флоренции, что спасся бегством из «западни причудливых улиц»: «Я не смог больше выносить это зрелище».
|