Храм буржуазии: галерея Виктора-Эммануила II
Правители Милана задумались в 1860 году над тем, как восстановить разрушенный собор и создать вокруг него своеобразный центр политической, общественной и культурной жизни города. Был объявлен конкурс архитекторов, который выиграл Джузеппе Менгони из Болоньи.
В марте 1865 года он начал осуществлять свой проект. Между прямоугольной соборной площадью и Пиацца-делла-Скала надо было воздвигнуть гигантский, со стеклянным верхом пассаж, перекрытый куполом, таким, какой уже видел мир, на соборе святого Петра в Риме. 47-метровый купол из стекла и металла миланской галереи Виктора-Эммануила точно копировал пропорции свода собора Святого Петра, что является доказательством того, как сложно архитектору соорудить не крытую стеклянной крышей улицу лавочек, а создать своего рода буржуазную святыню.
Посвящается королю
Пятиэтажный пассаж производит сильное впечатление хотя бы благодаря своему размеру. Он имеет крестообразную форму, его стороны разной длины - 196 и 105 метров. Увенчанный куполом восьмигранный центр равен в диаметре 36 метрам. На стенах Менгони решил изобразить национальных героев искусства, науки и индустрии в виде, можно сказать, святых, известных всему миру; на мраморном основании помещены символы савойского королевского дома и гербы провинций Италии.
Это было следствием того, что Менгони считал свое творчество олицетворением национального сознания, которое сложилось несколько лет назад (1861), когда было провозглашено Итальянское государство. Своим патриотическим сооружением он хотел к тому же воздать почести тому человеку, который много сделал для воссоединения Италии - королю Виктору-Эммануилу II.
Работа по сооружению этого здания заняла два с половиной года, в ней была занята тысяча рабочих. 15 сентября 1867 года монарх открыл посвященную ему галерею. В качестве монументального завершения со стороны собора должен был быть сооружен триумфальный свод. Он не был готов. Отсутствие его привело архитектора Менгони через десять лет к смерти. Это произошло незадолго до окончательного завершения строительства. Но он еще застал триумфальный успех дела своей жизни. Миланцы сразу всем сердцем приняли великолепную галерею. Очень быстро она была переименована народом и названа Салоном Милана. Искусно отделанные мраморные полы, прекрасные магазины, рестораны и кафе стали сценой, на которой ежедневно разыгрывалась бурная политическая и общественная жизнь.
Элегантные дамы и господа приятно проводят время в роскошном ресторане «Савини», прогуливаются мимо витрин и создают такой важный для Милана и миланцев имидж. Разнообразные общества собираются в кафе «Биффи» - его огромные помещения и целая армия кельнеров занимают целое крыло здания. Излюбленным местом сбора является маленькое кафе, которое открыл у выхода на Соборную площадь некий Гаспаре Кампари, где подается гостям специально приготовленный ликер. Теперь ликер под названием «Кампари» стал известен во всем мире. Конечно, сегодня галерея Виктора-Эммануила II больше не является центром интеллектуальной и общественной жизни. Но и сейчас она представляет собой зеркало миланского общества, в котором каждый является актером и одновременно зрителем: изысканно одетый предприниматель, спешащий в офис; путешествующий автостопом человек с рюкзаком, устроивший пикник на мраморном полу; турист, фотографирующий деловые конторы и архитектуру галереи - витрины по большей части те же, что были 100 лет назад. Тяжелые повреждения, нанесенные бомбежками союзников в 1943 году, давно устранены.
До сегодняшнего дня существует ресторан «Савини», как и кафе «Кампари» со своими знаменитыми стойками у баров, где завсегдатаями были композиторы Верди и Пуччини. Осталось также и кафе «Биффи», но оно не так просторно, как прежде: испытав экономические трудности, хозяин был вынужден отдать часть своих помещений под ряд закусочных.
|