Скачущие лошади, олени, быки, горные козлы и бизоны населяют скалистые стены пещер и рассказывают о животном мире давнего времени
Семнадцатилетний Марсель Равида и трое его друзей вышли на след тайны. Одна крестьянка из селения Ласко в департаменте Дордонь на юге Франции рассказала юношам о странном отверстии. Она его обнаружила, когда захотела похоронить своего осла под упавшей елью.
Казалось, что эта дара уходит глубоко в землю. Мальчики прихватили спички и масляную лампу, позвали терьера Робо и отправились на поиски сокровищ. Недалеко от реки Везер в кустах они нашли яму. Собака прыгнула в нее, Марсель за ней. Тут земля подалась и поглотила обоих. Далеко внизу испуганные друзья увидели огонек спички и услышали крик Марселя: «Спускайтесь ко мне!»
Мальчики скользнули вниз, точно с ледяной горки. Потом они ощупью пробрались по темному проходу и очутились в пещере высотой метров пять. В свете мерцающей лампы они увидели нечто необычайное. Между рогами двух быков была нарисована красная лошадь. Позже эта большая пещера (15 на 10 метров) получила название «Зал быков».
Человечки, изображенные штрихами
Аббат Анри Брейль, французский специалист по пещерной (наскальной) живописи – о находке ему сообщил учитель четырех юношей – сразу же понял, что это сенсация: в маленьком местечке был открыт самый большой фрагмент живописи каменного века. Из большого зала два прохода вели в более глубокие части пещеры, которые затем расширялись в обширные помещения с куполообразным потолком. В общей сложности пещера насчитывала в длину 140 метров. Пестрые изображения животных покрывали некоторые стены так густо, что кое-где одно изображение переходило на другое. С великим удивлением ученый аббат разглядывал скачущих лошадей, оленей с ветвистыми рогами, быков высотой до пяти с половиной метров, горных козлов и бизонов – большая часть рисунков выполнена охрой, красным или черным цветом. Среди этих рисунков аббат увидел только одно изображение человека. Он не был написан так натуралистически, как животные, скорее казалось, что это нацарапала рука ребенка. Изображенный штрихами человек лежит на земле, вытянув руки вдоль тела, под ним в той же манере нарисована птица на ветке, над человеком бизон, подальше внизу носорог, уходящий вдаль. Не изображен ли здесь несчастный случай на охоте?
Аббат полагал, что рисункам 18000 лет, и был близок к истине. Более поздние исследования сошлись на возрасте в 15000 лет. В то время территория сегодняшней Германии представляла собой ледяную пустыню. На юге Франции простиралась прерия с низкорослыми деревьями. Лошади, бизоны, северные олени, носороги, покрытые шерстью, и последние мамонты населяли равнину. Охотники каменного века убивали животных, забрасывая их копьями с наконечниками из кремния. Почему они покрывали стены рисунками, доныне остается загадкой и предметом спора специалистов. Пытались ли эти Микеланджело периода великого оледенения таким способом обеспечить себе удачную охоту? – спрашивали себя ученые. Однако во многих пещерах не было изображения северного оленя – главной добычи того времени. Или это скорее мифические изображения, смысла которых мы не понимаем, святые места, где исполнялись обряды?
После находки в известковых скалах Ласко было обнаружено еще несколько пещер с настенной живописью. Прежде всего в долинах рек Везер и Дордонь, в районе Перигора, в долине нижнего течения Роны, у подножья Пиренеев и в Кантабрийских горах. Самые последние находки обнаружены на побережье под Марселем. Вход в пещеру находится в 36 метрах под водой. Пещера Альтамира в Испании была открыта еще в 1879 году, однако ее долго не считали доисторической. Просто не допускали, что первобытные люди были способны на искусство такой выразительной силы.
Краски могут выцвести
Посетители получили доступ в пещеру Ласко лишь спустя несколько лет. Когда мальчики натолкнулись на пещеру, мир был занят войной. Как раз в это время Германия оккупировала Францию – это было лето 1940 года. Лишь спустя 8 лет стало известно о находке. В пещеру устремились посетители, была даже проложена дорога к ней. Пришлось сделать герметически закрывающиеся двери и установить внутри кондиционеры, чтобы защитить рисунки от влажного дыхания посетительских толп. И все же сочные краски доисторического искусства начали выцветать, рисунки, продержавшиеся тысячилетия, старели на глазах.
Сегодня посетители – а их по-прежнему более 350000 в год – должны довольствоваться репродукциями, воспроизведенными с полной точностью во всех деталях и размерах. Оригинал широкой публике более недоступен.
|