Собор Богоматери в Шартре считается совершенным творением готики
Искусство средневековья нашло высочайшее воплощение в готической архитектуре. Вершиной этого божественного архитектурного стиля считается собор Богоматери в Шартре. В строительстве собора в самом начале XIII века впервые и самым совершенным образом были использованы все строительные приемы, разработанные на протяжении XII века, все находки, необходимые для создания определенного зрительного эффекта.
Впервые контрфорсы взяли на себя несущие функции в здании. Таким образом стены были разгружены, и появилась возможность украсить их окнами невиданных размеров с цветными витражами. Именно в Шартрском соборе впервые появились три огромные розы (круглые окна, обычно на главном фасаде романского или готического собора), каждая диаметром 13 метров – средоточие нового «Божественного искусства». Три мощных портала украшены множеством скульптур властителей и святых разных исторических периодов, исполненных в натуральную величину. Порталы ведут в огромное, залитое светом внутреннее помещение, которое создает у верующих совсем новое ощущение церкви: очень мало декоративных элементов, зато напоенный цветом свет, бросающий на пол отражение светящихся оконных витражей. Верующие видели в нем «Христов свет».
Паломничество к «священной тунике»
Нововведением были и необычные размеры собора: высота помещения до горизонтальной соединительной балки достигала более 30 метров. Она соответствовала значимости собора как места паломничества: ведь Шартр обладал самой главной в западном мире реликвией Богоматери – «священной туникой», одеянием, которое носила Мария при рождении Христа.
Именно этой реликвии мы в значительной степени обязаны тем, что собор вообще существует. В 1194 году пожар почти полностью уничтожил романскую предшественницу собора. Жители маленького городка были в отчаянии, не столько из-за огромных финансовых потерь, сколько потому, что они считали: и реликвия стала жертвой пламени. Кардинал Мелиор из Пизы, папский легат, который во время пожара случайно оказался в Шартре, обратился со страстным воззванием к епископам, соборному капитулу и жителям Шартра, убеждая тотчас начать строительство нового собора. Когда спустя несколько дней кардинал повторил свое воззвание, вдруг появился епископ и соборный капитул со священной туникой. Свершилось Шартрское чудо. Во время пожара реликвия находилась в церковной крипте (часовня под храмом, часто служившая для погребения) и оказалась совершенно невредимой. Духовные лица и многие зажиточные граждане Шартра тут же стали отказываться от своих доходов в ближайшие три года, чтобы профинансировать строительство нового собора.
Эти обязательства стали примером для подражания. Так, аббат Хаймо из Кальвадоса писал братьям по вере в Англию: «Кто слышал когда-либо в прошлые времена, чтобы князья, великие мира сего, преисполненные самодовольства благодаря почестям и богатству, чтобы мужчины и женщины благородного рода решились бы склонить свои гордые головы и впрячься в грузовые телеги, и, подобно тягловому скоту, везти вино, зерно, известь, камни, дерево и все необходимое для строительства церкви к приюту Христа?»
Строительство продолжалось всего лишь двадцать лет, и затем собор был освящен Людовиком IX как новый оплот почитания Девы Марии. Лишь ей одной посвящено 173 изображения в оконных витражах и в скульптурах порталов.
Но не только полностью сохранившимися средневековыми витражами определяется особое значение собора Богоматери в Шартре. Помимо этого, Шартр – единственное место, где и сегодня можно получить целостное представление о готическом искусстве. Хотя от прежней окраски осталось очень немного, однако скульптурные группы сохранились почти без повреждений. И здание в целом красуется в его почти изначальном виде.
Практическая информация:
Собор открыт для посещения ежедневно с 8:30 до 18:45
Службы проходят:
Понедельник, вторник, среда, четверг, суббота - 11:45 и 18:00
Пятница - 9:00 и 18:00
Воскресенье - 9:30, 11:00 и 18:00
|